детский сад
  • +7 (473) 246-33-47
Воронеж, Труда пр-кт, 31

Методические разработки

Театральный кружок в младшей группе «Сказка, сказка, приходи!»

Кукольный театр играет большую роль в формировании гармоничной, творческой личности ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Цель

• Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

• Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

• Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

• Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.) .

• Создание необходимых условий для проведения театрально–игровой деятельности

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

• Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности.

• Приобщить детей к театральной культуре,

• Воспитание доброжелательности и контактности детей в отношениях со сверстниками и развитие навыков позитивного социального поведения.

Сентябрь:

1. Тема: «Игрушки»

Цель:

Познакомить детей с приемами кукловождения настольной игрушки. Создать радостное настроение от общения с ней, вызвать желание подержать игрушку в руках, внимательно рассмотреть.

Показать настольный кукольный спектакль «Игрушки»

Поощрять стремление детей выполнять музыкально – ритмичные движения с мягкими игрушками.

Привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй.

Ход занятия:

1. Воспитатель показывает детям мягкую собачку. Далее следует песенная импровизация с одновременным выполнением действий согласно тексту.

Гладишь – ласкается. Педагог гладит собачку

Дразнишь – кусается. Грозит пальцем.

На цепи сидит Указывает на цепь

Дом сторожит

«В дом чужого не пущу Покачивает собачку- ее мордочка обращена

Без хозяина грущу» к детям.

Дети повторяют эти действия 3-4 раза

2. Кукольный спектакль «Игрушки»

Литература: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» стр 36-37

3. Имитационные этюды:

Медведь

Кот

козлик

4. Музыкально – ритмичные упражнения «Мы идем» с игрушками.

Материал: Игрушка мягкая Собачка. Игрушки Медведь, Козлик, Котик.

Октябрь.

1. Тема: «Курочка ряба»

Цель:

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

развивать двигательную активность детей.

Познакомить с пляской «Маленькая кадриль» разучить движения

Ход занятия:

1. Этюды на выражение основных эмоций. «Мышка, мышка, что не спишь»»

Литература: Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

2. Игра «Зайчики и мишки»

Воспитатель надевает на девочек шапочки-маски зайчиков, на мальчиков – шапочки мишек. Предлагает послушать музыку, подходящую для зайчиков или мишек. Изображает прыжки зайчика и тяжелую походку мишки.

3. Кукольный спектакль (деревянный) «Курочка ряба»

Литература: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» стр 55-57

4. Рисование :Курочки рябы (отпечаток ладошки)

Материал: Шапочки маски на всех детей Зайчики и Мишки. Деревянный театр Курочка ряба. Краски.

Ноябрь:

1. Тема ««Теремок»

Цель:

Вызвать желание детей подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действиями педагога с игрушкой.

Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, отвечать на вопросы педагога

Ход занятия:

1. Имитационные упражнения под музыку (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь)

3. Кукольный спектакль перчаточный «Теремок»

Литература: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» стр 201-203

4. Игра «Серый котик»

5. Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детьми с помощью воспитателя.

Материал:

Перчаточный театр «Теремок», шапочки – маски кота, мышат (по количеству детей)

Ноябрь

2. Тема «Заюшкина избушка»(театр конусной игрушки) .

Цель:

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Ход занятия:

1. Этюды на выразительность движений, основных эмоций. «Гости»

Литература: Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

2. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

(Заяц, Медведь, Лиса, Петух, Собака)

3. театр конусной игрушки «Заюшкина избушка».

4. Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

5. Рисование Лисы (краски)

Декабрь

1. Тема: «Заяц-Хваста»

Цель:

Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.

Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

Вызвать желание следить за развитием действия в театре «Заяц – Хваста»

Ход занятия:

1. Отгадывание загадок и чтение стихотворений про зайца.

2. Народная игра «Прыг да скок»

3. Музыкально – ритмическое упражнение «Заинька»

4. Спектакль театра картинок

«Заяц – Хваста»

5. Рисование зайца.

Литература: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр 179-183

Материал: Мягкая игрушка – Зайчик, шапочка – маска зайчика, Театр картинок «Заяц – Хваста»

Январь

1. Тема: «Колобок»

Цель:

развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Ход занятия:

1. Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки»

Литра: «Пальчиковые игры для детей» Ермакова О. Е стр: 152-153, 184-185.

2. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «Тень- тень»

Литература: Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67-68

3. Пальчиковый театр «колобок»

Литература: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр 107-108

4. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя

5. Аппликация: «Колобок»

Материал: Пальчиковый театр «колобок»

Февраль

1. Тема: «Под грибом»

Цель:

Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию. развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей

Ход занятия:

1. Загадывание загадок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним.

3. Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

4. Театр на прищепках «Под грибом»

5. Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Детьми с помощью воспитателя.

6. Аппликация «Грибок» из бросового материала.

Март

1. Тема: «Два жадных медвежонка».

Цель:

Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки.

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле. Развивать творческие способности.

Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребенка

Ход занятия:

1. Загадывание загадок.

Литературара: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр 218

2. Этюдына на выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Ваське стыдно»

Литература: Дошкольное воспитание, 1994. -№8. – С. 108-109.

3. Театр мягкой игрушки «Два жадных медвежонка»

Литература: Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр 219-221

4. Танцевальная импровизация с куклами.

5. Аппликация «два медвежонка»

Апрель

1. Тема: «Волк и семеро козлят».

Цель:

-Развивать мелкую моторику рук, в сочетании с речью;

-Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

-Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях;

-Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение.

Ход занятия:

1. Этюд на выразительность эмоции «Мышка, мышка, что не спишь? »

Литература: Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

2. Пальчиковые игры

Литература: Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей» стр. 188

3. Импровизация на детских муз. инструментах.

4. Свободная пляска козы и козлят»

5. Настольный деревянный театр: «Волк и семеро козлят»

Литературара: Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 70-71

6. Драматизация «Волк и семеро козлят»

Май

1. Тема: «Экскурсия в весенний лес»

Цель:

• Прививать любовь к театральному искусству,

• Вызвать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

• Поощрять стремление детей участвовать в играх - драматизациях

Ход занятия:

1. Исполнение песни Веселые путешественники»

2. Танцевальная импровизация «Вальс цветов», «Бабочки»

3. Игра «Зайцы и волк»

4. Игра «Скворцы и кошка»

5. Драматизация «Под грибом»

6. Исполнение песни Веселые путешественники

Литература: Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 81-84

  

 

Драматизация венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

Программное содержание

Задачи:

1. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки;

2. Видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;

3. Воспитывать дружеские чувства, умение делиться и уступать друг другу;

4. Создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, доставить детям радость.

Оборудование:

1. Ширма с изображением леса

2. Игрушки театра «БИ-БА-БО»: два Медвежонка, мама Медведица, Лиса, разные кусочки сыра

3. Касса с кассиром (кассир – взрослый)

4. Билет в театр с изображением геометрических фигур разного цвета (те же фигуры на стульчиках)

5. Магнитофон (песня «Барбарики»)

6. Музыкальное сопровождение на фортепиано на протяжении всей сказки

Предварительная работа:

Беседа с детьми о театре. 

Содержание программы:

1. Вступительная часть

2. Представление

3. Обсуждение

4. Заключительная часть – хоровод.

 

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Ведущий: Ребята, вы были когда-нибудь в театре? Сегодня вас ждет театрализованное представление. Вы увидите сказку «Два жадных медвежонка». Чтобы попасть в театр, нужно купить билеты в кассе (дети покупают билеты).

На приобретенных билетах нарисованы геометрические фигуры определенного цвета. Вы должны найти свое место (на стуле и билете одинаковые фигуры).

Занимайте свои места (звучит музыка).

2. Представление.

Автор: По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица (выходит и здоровается). У неё было два сына – старший и младший (сыновья здороваются). Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья. Медведица их обняла и сказала:

Медведица: Никогда не расставайтесь друг с другом,

будьте дружными.
Медвежата: Хорошо мамочка, мы пошли.

Идут медведи день, другой (музыкальное сопровождение). 
Старший медвежонок: Эх, братик, до чего же мне есть хочется! 
Младший медвежонок: И мне хочется! 
Идут медведи и натыкаются на головку сыра.

Старший медвежонок: Ой, братец, смотри, головка сыра.

Младший медвежонок: Давай мы его поделим пополам!

Старший медвежонок: Давай!

Младший медвежонок: Дай мне!

Старший медвежонок: Нет, мне дай!

Медведи делят, спорят и появляется лиса.

Лиса: О чём вы спорите, молодые люди? 
Младший медвежонок: Мы не можем поделить сыр.

Лиса: Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что стар­ший — всё одно.

Младший медвежонок И.С.: Вот хорошо-то! Дели!
Лиса делит сыр. Один кусок больше, другой меньше.

Медвежата закричали: 
Медвежата: Эти куски не одинаковые.
Лиса: Тише, молодые люди! И эта беда не беда.

Сейчас я всё улажу.
Она откусила добрый кусок от большей части и про­глотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
Младший медвежонок: И так неровно!

Лиса: Ну, полно! Я сама знаю своё дело! И она откусила кусок от большей части. Теперь боль­ший кусок стал меньшим.
Младший медвежонок: Все равно неровно! 
Лиса: Да будет вам! Ещё самая малость – и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда: от боль­шего куска - к меньшему, от меньшего - к большему.
Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.
Медвежата: Ну вот, лиса, совсем ничего не оставила!

Лиса: Ну что ж, хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - И, по­махав хвостом, она убежала.
Автор: Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

3. Обсуждение сказки.

Ведущий:

- Что случилось с медвежатами? (их обманула лиса)

- Почему их обманула лиса? (потому что они не могли договориться, пожадничали)

- Как были наказаны медвежата за свою жадность? (остались голодными)

- Чему нас учит эта сказка, про жадных медвежат? (нужно быть добрым, не жадным, дружным)

4. Заключительная часть.

Ведущий: Ребята! А вы все дружные? (Да)

Давайте мы с вами встанем в дружный хоровод. Дети танцуют в хороводе под песню Красной Шапочки из кинофильма.